Домой / Windows 7, XP / Что подходит под понятие портрет в фотографии. Жанровый портрет

Что подходит под понятие портрет в фотографии. Жанровый портрет

Жанровый портрет | Расскажи мне о себе lana_1909 пишет в 22 апреля, 2015

Как и многие другие, понятие «жанровый портрет» пришло в фотографию из живописи. Так, в живописи под «жанром» подразумевается изображение сцен из повседневной жизни. Перенеся это понятие в фотографию, можно сказать, что жанровый портрет - это изображение человека в естественных ему условиях жизни. Дома, на работе, на отдыхе и т.д.

Вроде бы все понятно, ясно и просто. Тут даже специальных студий со всякими навороченными осветительными приборами не надо. Что может быть проще? Но во время подготовки данного материала я поняла, что, наверное, ни один из жанров фотографии не вызывает столько споров, как жанровый портрет. Некоторые специалисты вообще отвергают существование данного жанра, утверждая, что портрет он и есть портрет, без всяких делений на виды. Ну, разве что на женский, мужской и детский.


Evgeniy Platonov



Richard Wood


Таймас Нуртаев

Но главным объектом споров выступает вопрос о репортажной съемке. Ведь случайная съемка человека на улице, в кафе и т.д. тоже является портретом в естественных условиях жизни. Можно ли такую репортажную фотографию, снятую случайно, без ведомо героя, считать жанровым портретом? В принципе, конечно, можно.


Jonathan Hobin


Massimiliano Sticca


Арсений Семёнов

Но все-таки большинство фотографов склоняется к тому, что жанровый портрет - это постановочный портрет. Создание жанрового портрета требует некоторого режиссерского руководства, игры актеров, создания специального антуража. Готовая фотография в результате уже выступает как бы кадром из фильма, с собственной историей, сюжетом и предполагаемым продолжением. Глядя на такую фотографию, зритель самостоятельно может придумать историю о герое, его жизни, характере, увлечениях и даже мечтах.


Amy Dunn


Juliya Plashihina


KIRSTY MITCHELL


Елена Воеводина

А сейчас давайте рассмотрим составляющие части жанрового портрета.

1. Персонаж. Именно он и является главным объектом вашей фотографии. Необходимо выявить его главные черты, показать характер, настроение.


Anthony Kurtz


Brian McCarty


Kenny Teo



Michael Ray


Oleg Oprisco

При съемке жанрового портрета нужно учитывать все правила фотографии - подобрать наиболее удачный ракурс, следить за расположением теней на лице, продумать позу человека.

2. Атрибуты. Они, несомненно, украсят фотографию. Атрибуты можно использовать разные - от самых простых, обиходных, до экзотических и невероятных.


Gene Smirnov


Jeff Wojtaszek



Tim Walker

Но к их выбору следует подходить осторожно. Главное, чтобы они соответствовали моменту, гармонично вписывались в «историю» вашего портрета, не выглядели лишними и ненужными. Используемые атрибуты - это часть вашей "истории".

3. Место съемки. Именно та окружающая среда, которая должна рассказать о вашем герое.

И скульптуры известен с незапамятных времен. Самое интересное заключается в том, что существует также жанровый портрет как разновидность самого жанра. Именно о ней мы поговорим в данном материале, сделав акцент на фотографии, поскольку данное подразделение появилось уже на стыке изобразительного искусства и, собственно, фотографии.

Определение

На самом деле грань между просто портретом и жанровой его разновидностью достаточно условна. Просто изображение человека без каких-либо событий на заднем плане можно смело относить к жанру портрета в целом. А вот появление на заднем плане деталей или других людей, имеющих какое-либо, хотя бы небольшое, отношение к происходящему на переднем, уже можно назвать жанровым портретом. Поэтому, очевидно, многие произведения, заведомо являющиеся представителями портретного искусства, можно с такой же легкостью причислить к жанровой его разновидности. Таким образом, особенности жанрового портрета - это соотнесение персонажа или нескольких на переднем плане с окружением.

Фотография

Жанровый портрет в фотографии определяется аналогично. Если фон или задний план не имеет истории, связанной с передним, на котором располагается человек или несколько, то, очевидно, это просто портрет. Однако любая, самая незначительная связь, а то и просто намек на нее, автоматически переносит фотографию в разряд жанрового портрета, естественно, при условии, что на переднем плане наблюдается один или несколько человек.

Жанровый портрет, как, впрочем, и жанровая живопись, похож на своеобразное зеркало, в котором люди видят себя, постигая то, кем они на самом деле являются. Истоки понятия восходят к изображению сцен обыденной жизни, то есть чуть ли не к временам наскальных рисунков. Впоследствии подобное искусство проявлялось в наглядном представлении праздников и других мероприятий, происшествий и т. п. Все это примеры классической жанровой живописи. Понятие с появлением фотографии, а затем и проявления ее как отдельного искусства среди изящных его форм, перекочевало в нее, сформировав здесь собственные законы. Именно этим канонам теперь и следуют фотографы, снимающие жанровый портрет.

Самым главным законом при создании таких снимков стало требование наличия сюжета. Тематикой зачастую являются события повседневной жизни, случайные сцены из контекста обыденности, социальная и бытовая среда людей. Таким образом, основным отличием портрета от жанровой его разновидности можно назвать отсутствие процесса, действия или намека на него.

Съемка

При съемке жанрового портрета следует быть внимательным к отвлечению внимания от персонажа на детали окружения, поскольку с этим можно легко переборщить. С одной стороны, окружение должно дополнять образ модели, с другой - его не должно быть так много, чтобы внимание отвлекалось. Именно с этой трудностью и будет сталкиваться фотограф, затеявший заняться жанровым портретом.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что грань между портретной съемкой и жанровой очень тонка и зачастую просто неуловима. Однако всегда в последней можно уловить оттенок действия, сюжета, который может быть завуалирован, но не может отсутствовать. Это и делает жанровый портрет таким интересным, раздвигая рамки изящных искусств до отображения быта человека, давая возможность ценителю увидеть себя, рассмотреть свою жизнь под новым, возможно, совершенно непривычным углом. Пофилософствовать вместе с создателем изображения и уйти с выставки немного другим. Понять себя лучше, а значит, приблизиться еще на пару шагов к совершенству, для чего, видимо, и существует искусство.

29 мая в Центре фотографии имени братьев Люмьер состоялся мастер-класс Сергея Шандина, посвящённый жанровой фотографии. Вместе с участниками он попытался попытался найти отличия жанровой фотографии от журналистики и других видов фотографии.

По мнению Сергея Шандина, жанровой фотографии присущи три главных критерия:

Документальность, наличие истории и сюжета (то есть - что показано?), форма и композиция (как показано?). На каждой составляющей жанровой фотографии Сергей остановился подробнее. Приводим фрагменты его выступления.

О документальности жанровой фотографии

Когда мы говорим о делении фотографии на жанры, мы должны понимать, что есть определенные условности, - рассказал Сергей Шандин. - У фотографии есть характерная черта, которая отличает ее от других видов искусства, от живописи, например. Авторская манера, выбор композиции и цветовой гаммы, - всё это свойственно и живописи. Но почему человек берт в руки не кисть и краски, а именно фотоаппарат?

Главные составляющие жанровой фотографии: документальность, наличие истории и правильная композиция. Фото Сергея Шандина

В жанровой фотографии главное то, что все эти элементы можно обобщить. Фотографии свойственна документальность. Глядя на фотографию, мы можем сказать: «Да, это было». Остановленное время, актуальность, истинность момента - вот те черты, которые отличают фотографию от других видов искусства.

Жанровая фотография: возможна ли постановка?

Фотография может не обладать документальностью, если фотограф сделал постановочный снимок. В качестве примера можно привести работы Робера Дуано. Он часто прибегал к постановке, приглашал актеров и друзей, которые играли определенную сценку. Если мы не называем фотографию документом, то, по большому счету, нет разницы: постановочная фотография или нет. Если же фотограф просто создает ситуацию, не претендуя на документальность, то постановка возможна.

Робер Дуано часто прибегал к постановочной фотографии, заранее договариваясь с актерами и прохожими. Такая фотография тоже является жанровой, но лишена документальности.

Также, фотография может не содержать в себе события или истории. Она может не обладать сюжетной и композиционной фотографией. Если же все эти черты есть, мы можем назвать фотографию жанровой.

Фотограф выбирает сюжет, чтобы представить его зрителям

В фотожурналистике фотограф исследует некое явление и пропускает его через себя. Это понятие гораздо шире, ем жанровая фотография. Для жанровой фотографии важно наличие сюжета. Кстати, фотография может создавать сюжет, которого нет. Если сюжет возникает в фотографии, хотя в жизни его не было, возникает история. Фотография в таких случаях создает реальность, которой не было. Перед фотографом развёрнут целый мир, и ему важно увидеть кадр, выделить его и представить публике. Он должен так выбрать элементы и героев, которых хочет показать в кадре, чтобы фотография представляла собой историю. Поэтому так важна композиция. Она должна быть хорошей, потому что она определяет восприятие кадра. Если композиция не очень удачная, зрители не поймут сюжетную часть фотографии.

Взгляду фотографа предстаёт весь мир, и ему важно увидеть кадр, выделить его и представить публике. Фото Сергея Шандина

Гораздо важнее границы между тем, документ это или нет. В любой фотографии всегда присутствует сам фотограф. Он определенным образом влияет на ситуацию. Уже одно его появление влияет на ситуацию и определяет поведение людей, попадающих в кадр. Поэтому ни одна фотография не может быть на сто процентов объективной и документальной. Уже только своим присутствием фотограф привносит элемент поставки.

В жанровой фотографии всегда есть история

Важно не только что показано, но и как то показано. Любое событие можно показать интересно, а можно показать не интересно. Критерии интересной фотографии довольно субъективны. Для понимания одних работ нужно знать историю искусств, для других -нет. Померить линейкой степень красоты невозможно. Андре Кертеш, к примеру, преуспел в создании и сюжетной фотографии, и той фотографии, в которой важна форма.

Одна из важнейших составляющих жанровой фотографии - форма. Богатство форм создает эстетическое восприятие. Мы смотрим на кадр и говорим, что это красиво. Фотограф Трент Парк снимает самые обыкновенные сюжеты, но подмечает сочетание удивительных элементов.

Часто в таких работах может быть очень слабо обозначен и выражен сюжет. Зато богатство форм - мы смотрим на фотографию и просто говорим, что это красиво. Богатство форм создает эстетическое восприятие. Сложение элементов в некую фигуру, абстрактную. Форма определяет в этом случае возникновение сюжета.

Фотография тоже пытается искать новые выразительные средства. С течением времени выразительные средства менялись несколько раз.

Ещё один интересный фотограф - Трент Парк. Он снимает, по большей части, самые обыкновенные сюжеты, но показывает их так, что мы удивляемся.

Где искать сюжеты?

Большинство хороших фотографов, известных мне, используют одну тактику. Они заранее решают, что хотят снять. Фотограф должен идти на прогулку с определенным намерением поснимать что-либо.

В жанровой фотографии важно уметь «рассчитать» картинку и дождаться нужного момента. Фото Анри Картье Брессона

Истории можно найти везде. Ваше намерение определяет соответствующее оборудование, которое вам нужно взять с собой. Важно знать места, в которых вы можете снять то, что задумали. Можно найти место, в котором возникает ситуация, «предвидеть» интересный кадр и ждать подходящего момента. Съёмка «из засады» - один из методов жанровой фотографии.

Жанровая фотография: в чём отличия от репортажа?

Репортаж - это когда вы чётко знаете, что будет событие и снимаете его. Если вы снимаете бегущую через дорогу бабушку - это не репортаж, это жанровая фотография, или стрит-фотография. Спортивная фотография - это тоже репортаж.

Выводы

Лучший способ для создания жанровый фотографий - вжиться в ситуацию, в событие, в лица и наладить прочный эмоциональный контакт с героями. Нужно время, чтобы прочувствовать ситуацию. Идеально, если у вас есть достаточно времени для того, чтобы дождаться такого настроения.

Фотография показывает простые вещи так, что нам на них интересно смотреть. Во время съёмок фотографы зачастую не понимают, что делают. Важно потом, из отснятого материала выбрать одну картинку из сотни. Можно в любом изображении найти подстрочник. Фотография должна говорить со зрителем на простом понятном визуальном языке. Сколько смотрящих, столько и ассоциаций. Не нужно мешать зрителю увидеть что-то своё.

Снимая жанровый портрет, нужно в первую очередь показать человека в естественной для него среде, рассказать о его быте, интересах, увлечениях. Предлагаем вам познакомиться с работами украинских и российских фотографов, которые привлекли наше внимание.

Выбор редакции

Дизайн веб-ресурса выполнен в темных тонах - это способствует лучшему восприятию черно-белых работ. Здесь широко представлено творчество Юрия Бондера, но, к сожалению, нет биографии фотографа и информации о его достижениях. Надеемся, вскоре этот пробел будет восполнен.

Кирилл Зайцев

Дмитрий Жамков - представитель классической школы фотографии. Некоторые его снимки напоминают пасторальную живопись. Этот автор начинал как пейзажист, но желание общаться с людьми привело его к жанру портрета. Дмитрий активно использует программы постобработки изображений. На его сайте есть раздел «Уроки», где даются практические советы, касающиеся компьютерной коррекции снимков.

Олег Оприско

Этот веб-ресурс знакомит зрителя с коммерческим проектом Дмитрия Попова, реализованным по заказу журнала «Автопилот». Интересно, что, делая снимки, рассказывающие об истории автоиндустрии, этот фотограф не просто снимал ретроавтомобили. В его работах доминирует человек - владелец машины. Сделанные «под старину» кадры - хорошее доказательство того, что жанровые портреты можно получить, не только наблюдая за реальной жизнью, но и выступив в роли режиссера.

Юрий Дячишин

Жизнь Львова во всех ее проявлениях - главная тема творчества фотографа из Западной Украины. В рубрике «Life», одной из самых обширных на сайте, можно увидеть уличные сцены и портреты горожан. Эти работы относятся к фотопроектам «Звуки города» и «Жизнь прекрасна», которые экспонировались в арт-центре «Дзыга». К тому же Юрий регулярно ездит в Карпаты, где снимает гуцулов, и на Закарпатье, откуда привозит колоритные портреты цыган (эти снимки помещены в рубрике «Золотой запас»).

24.02.2016

Жанровый портрет - это разновидность обычного фотопортрета, в котором основной упор делается не на самого человека, а на его действия и позы,а все остальное отодвигается на второй план.

Жанровый портрет напоминает кино. Тут человек гармонично вписывается в ситуацию или окружение, имеет свою историю. В жанровом портрете много внимания уделяется идее и сюжету, декорациям и обстановке, и это отличает жанровый портрет от портрета как такового.

Это съемка в обычной естественной обстановке. Главную роль играет настроение фотографа и то, что он хочет запечатлеть на снимке.

В жанровом потрете обязательно есть человек, изображенный в привычных для него обстоятельствах и условиях.

Окружающая обстановка помогает лучше передать не только индивидуальные черты, но и особенности характера, настроение и эмоции, социальную среду и быт (чаще всего это передается за счет декораций и антуража). Фотографируемый человек всегда гармонично вписан в какую-то ситуацию, и зрители видят фотографию с историей, оставшейся за пределами кадра.

В качестве удачных примеров можно привести портрет кузнеца в кузнице, который сделан в момент работы, когда он выковывает новый меч. Или же можно вспомнить стенгазеты с передовиками производства, которые были популярны в Советском Союзе. Люди на этих фотографиях были увлечены рабочим процессом, они выглядят характерно, а все эмоции и настроения отражены в их позах, мимике.

Фотограф: Макс Дарт

Зачастую профессия оставляет в образе человека настолько явный отпечаток, что невозможно за ним рассмотреть бытовую или социальную среду, в которой этот человек живет. Люди на таких фотографиях обычно смотрятся честными и открытыми.

Жанровый портрет нужно рассматривать не только как часть фотоискусства, но и как создание бытовых картин и настоящих жизненных эпизодов. Это новый и интересный взгляд и на жизнь человека, и на его поведение, и на его характер.

Можно выделить два направления. Первое из них показывает простоту и спокойствие, умиротворение и тишину. Второе направление, наоборот, полна эмоциями, движением, страстью и активностью.

Спокойное состояние отражается очень легко в портрете, а вот стремительное движение передать крайне сложно, поэтому и название - «жанровый портрет» - достаточно условно.

Создавая такую фотографию нужно быть и фотографом, и режиссером. Мы имеем дело с постановочной съемкой, которая призвана отразить правдивость сюжета максимально точно.

Жанровый портрет довольно сложный вид фотоискусства. На снимке фотограф изображает действительность, замеченная в жизни, а не выдуманная. Эпизоды, которые подходят для этого жанра, возникают не часто и нужно быть всегда готовым к съемке. Важно не помешать естественному ходу событий и фотографировать «скрытой камерой». Лучше будет заранее договориться с человеком и выбрать наиболее удачное место для съемки.

Такой портрет можно сделать в любом месте. Это может быть и обсуждение важных вопросов, и домашние разговоры за ужином, и какой-то момент на производстве, и ситуация в парке или улице города. Важно быть готовым в любой момент поймать удачный кадр.

Фотограф: Yuri Pritisk

Повторить мгновение не удастся. И часто наиболее удачные кадры получаются самым случайным образом, когда фотограф еле-еле успел щелкнуть затвором фотоаппарата.

Отразить можно разные эмоции: трагические, юмористические, радость, печаль, тоску, удивление, испуг, волнение или вдохновение. Эмоция может быть в виде кокетства или грусти, злости или наглости, быть обычной улыбкой или слезами. Фотографу важно передать наиболее полное проявление человека в конкретно взятой ситуации.

Конечно, на фотографии будут как незамеченные детали, так и хорошо видимые. Это естественно, поскольку у фотографа не хватит времени и не будет возможности расставить все так, как удобно и нужно. Мы делаем упор не только и не столько на правильность обстановки и ее гармоничность, сколько на кульминационный момент в эмоциях и чувствах. Бывает и такое, что фотографу становится все равно, что попадет в кадр помимо человека.

Жанровый портрет интересен тем, что имеет не так много деталей, которые, однако, максимально раскрывают правдивость жизненных ситуаций.

Интересные публикации на сайте